Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования

Новая педагогика » Женское образование в Росcии » Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования

Страница 2

В учебном плане, собственноручно составленном Марией Федоровной в 1787 году на первое место были поставлены иностранные языки и Закон Божий. На обучение языкам в младшем возрасте было отведено 18 из 30 недельных часов. На географию, историю, арифметику отводилось по одному уроку. Два часа посвящались танцам, десять – музыке и рукоделию. В среднем возрасте преподавались те же предметы, но число учебных часов увеличивалось до 34. В старшем возрасте дополнительно преподавались логика, геометрия, натуральная история и опытная физика.

В первой четверти XIX века зародился ряд новых, важных тенденций в развитии среднего женского образования, которые полстолетия спустя станут преобладающими: увеличение числа и расширение географии женских учебных заведений, появление их в провинции, начало участия общественной инициативы в деле женского образования – опять же в провинции, в частности при создании Харьковского и Полтавского женских институтов; постепенное размывание сословности и закрытого характера этих институтов – обучение в них не только детей дворян, появление «приходящих» учениц и «полупансионерок».

Среднее женское образование в России первой четверти XIX века исчерпывалось только учебно-воспитательными заведениями, подведомственными императрице Марии Федоровне. Эти заведения охватывали около половины обучавшихся в то время девушек. Остальные учились в частных пансионах, подчиненных Министерству народного просвещения. Большинство этих пансионов находилось в столицах, и воспитывались здесь почти исключительно дворянские дети.

В губернских женских пансионах состав учащихся был демократичнее. В харьковское училище для девиц, организованное в 1820 году на общественные средства по инициативе местных учителей и чиновников, допускались дети духовных и купеческих сословий. Бедных предполагалось обучать даром, а с остальных взималась плата по 200 рублей в год. Учителя и учительницы здесь преподавали бесплатно. Женские пансионы и частные училища для приходящих, доступные для всех свободных сословий, были открыты в 1805 году в Могилеве, в 1811 году – в Одессе, в 1821 году – в Саратовской губернии и др. Более всего женских пансионов и частных училищ было в Дерпте, некоторые из них открывались на средства города.

Программы почти всех женских пансионов были более или менее одинаковы. В пансионах преподавались: Закон Божий (не во всех пансионах), русский, французский и немецкий языки, арифметика, история, география, музыка, танцы, рукоделия, чистописание или рисование. В некоторых пансионах, преимущественно столичных, к названным предметам прибавлялись: мифология, естественная история, эстетика, итальянский и английский языки, пение. Плата колебалась от 200 до 800 руб. в год для пансионерок и от 60 до 80 руб. для приходящих.

В 1824 году в учебных заведениях, подведомственных Министерству народного просвещения, училось 5835 девочек. Из них в частных пансионах – 3420, в уездных училищах – 338, в приходских училищах – 1482, остальные – в девичьих и городских училищах и училищах взаимного обучения. Большее число учениц женских пансионов приходилось на Дерптский учебный округ – 1284 и на западные губернии – 511. Во всех остальных русских губерниях было всего 1390 девочек, учившихся в пансионах.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Типологические и возрастные особенности развития личности
Человек обладает огромным количеством степеней свободы – возбуждения и торможения, условных рефлексов и других психических процессов. Это огромный потенциал для» «величайших вариантов приспособлений» человека к разнообразным экстремальным условиям жизни, труда и общественной деятельности, выполнять ...

Научно-методические основы использования средств ИКТ в образовании
Глубокие социальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения методологии и парадигмы педагогической науки. Материалистическая теория познания перестали служить методологической основой педагогической науки и других наук в целом. Методол ...

Состояние проблемы развития речи детей
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития, речи внесли: К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н.Гвоздев, А.П.Усова, О.И.Соловьева и многие другие. Один из великих педагогов прошлого Ян Амос Коменский уже в XVII веке сказал о пользе ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru