Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования

Новая педагогика » Женское образование в Росcии » Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования

Страница 1

Спустя шесть дней после смерти Екатерины – 12 марта 1796 года – Павел I издал повеление, в котором предписывал своей жене Марии Федоровне «начальствовать над Воспитательным обществом благородных девиц». Через год, 2 мая 1797 года именным указом Сенату он передал под управление императрицы и Воспитательные дома «со всеми принадлежащими к ним заведениями».

Эти поручения императора не остались пустой формальностью и все последующие тридцать четыре года своей жизни императрица Мария Федоровна буквально посвятила женскому образованию. Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования представляет собой уникальный в отечественной и, пожалуй, в мировой истории пример, когда «первая леди» государства своей основной целью избрала заботу о женских учебно-воспитательных заведениях.

Императрица фактически лично управляла вверенными ей учебными и благотворительными заведениями. Она вникала во все подробности дела, не упуская ничего, что имело хоть малейшее отношение к этим заведениям, – начиная от целей воспитания и учебных программ до уборки снега, мусора, включая детальное изучение институтских меню. Мария Федоровна ежедневно приезжала в институты, просматривала «личные дела» каждой воспитанницы, их тетради, материалы, по которым преподавали учителя. Мимо нее не проходили назначения и увольнения не только начальниц, классных дам и учителей, но даже писарей, сторожей, прачек и трубочистов.

С самого начала своей деятельности на ниве женского образования Мария Федоровна приступила к его реорганизации, которое определялось тремя главными тенденциями: 1) окончательным отказом от основных идей, положенных Екатериной II и И.И. Бецким в основание женского образования при его создании в России в 1760-х годах; 2) явной сословностью образования и 3) выделением среднего женского образования в самостоятельную образовательную «отрасль», не связанную с общей системой российского образования.

Проблема строго сословного отбора в разного рода женские учебные заведения была одной из центральных забот императрицы. Императрица попросту не допускала «неблагородных» в благородные учреждения и строжайше сортировала девочек, принимаемых в различные женские учебные заведения не только по сословиям, но и по чинам табели о рангах, по служебному положению и даже профессии их отцов. Последующая история российского образования не знала столь жестокой сословной селекции, как та, к которой прибегла Мария Федоровна.

Естественно, что при таком подходе мещанское отделение Смольного института постепенно превратилось в учебное заведение для дочерей низшего дворянства и чиновничества. То же произошло и в других открытых при Марии Федоровне институтах благородных девиц. В первой четверти XIX века было создано 10 таких учебных заведений. Пять из них находились в Санкт-Петербурге – Мариинский (1797) и Павловский (1798) институты, училище ордена св. Екатерины (1798), Елисаветинский (1808) и Патриотический (1813) институты. Три в Москве – училище ордена св. Екатерины (1802), Александровский (1804) и Елисаветинский (1825) институты. И два были открыты в провинции: в 1812 г. Харьковский институт и в 1819 г. Полтавский институт.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Организация экспериментального исследования самостоятельности младших школьников
С целью выявления особенностей проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста на базе СШ№4 было проведено исследование среди учащихся 3 классов. Исследование предполагало изучение характера проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности детей младшего школьного воз ...

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Как уже говорилось больше, ведущим видом деятельности для младших школьников является преподавание, потому следует находить способности повышения их энергичности в этом процессе, что станет содействовать не лишь улучшению свойства общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию функциона ...

Эмоциональное выгорание
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми - врачей, педагогов, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подтверждены с ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru