Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

Новая педагогика » Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

Страница 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Выделяют три уровня речевого развития детей:

дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет. В этот же период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Я в своей работе активно использую сказкотерапию. Здесь и выработка дикции, развитие интонации, эмоциональности, памяти, мышления, общей, мелкой моторики.

Сказка – это один из основных жанров устного народно – поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжеты творчества, мы учимся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Мы формируем определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характера. Образы героев приглашают нас принять участие в процессе самопознания.

Сказка представляет собой мощное средство психокорекции. Человек учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К таким сказкам относят сказки сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Таким образом, работая со сказкой, можно оказать на ребенка определенное воздействие. У детей не возникает ощущения давления. Практика показала, что сказки прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

Игры и упражнения таких занятий, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, например, пристальное смотрение на пламя свечи, вслушивание в ритм музыки, увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

В каждой предлагаемой мной сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания дыхания.

Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги. Используя в работе такую форму работы со сказкой как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

С дошкольниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровня было проведено экспериментальное исследование развития связной монологической речи посредством сказкотерапии.

В ходе экспериментального исследования была проделана следующая работа: изучение методологии психолого-педагогического исследования, отбор методики проведения психолого-педагогического эксперимента, исследование уровня развития связной монологической речи детей с ОНР, анализ и оформление результатов произведенного исследования, проведение коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей с общим ОНР, оформление материалов эксперимента, анализ и оформление результатов произведенного исследования по развитию связной монологической речи детей с ОНР посредством влияния сказки, проведение открытого «сказочного» занятия.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Ознакомление с природой в повседневной жизни
Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, воспитателю необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой в уголке природы, на участке детского ...

Сущность и типология занимательных задач
В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на ...

Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию творческого воображения
Формирующий эксперимент строился на следующих принципах психо-коррекционной работы: - единства коррекции и развития; - единства диагностики и коррекции; - учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - комплексного личностно-ориентированного психолого-педагогического воздействия; - деят ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru