Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ детского сада № г. урюпинска, в эксперименте принимало участие 6 детей 4-го года жизни.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:
Констатирующий этап – оценка уровня сформированности словаря у дошкольников;
Формирующий этап – коррекционная работа по формированию и развитию словаря на основе дидактических игр;
Контрольный этап – повторная оценка уровня сформированности словаря у дошкольников
Диагностика состояния лексико-грамматической стороны речи проводилась по методикам Т.Б. Филичевой и Е.А. Стребелевой.
Их цель – исследование состояния словарного запаса у дошкольников. Учитывая возрастные особенности детей, в процессе обследования широко использовалась наглядность (дидактическое пособие Т.Б. Филичевой и Н.В. Соболевой)
Для исследования словарного запаса детям предлагались следующие виды заданий:
1. Обследование предметного словаря.
Цель: Обследование активного и пассивного словарного запаса с опopой на картинки.
Процедура проведения: ребенку предъявляются предметные картинки: книга, тетрадь, ручка, линейка; огород, капуста, редис, кабачок, петрушка и д.р. овощи; посуда – тарелка, чашка, кофейник, половник. Кроме этого предъявляется редко употребляемая конкретная лексика: локоть, ресницы, колено, брови; окна, подоконник, рама, стекло.
Инструкция: «Назови, что это?»
Наряду с предметами предъявляются сюжетные картинки: «В библиотеке», «На вокзале», «В аптеке» и др., позволяющие обследовать большой широкий круг лексических средств. Детям предлагаются вопросы типа: «Что это?», «Для чего это нужно?», «Кто нарисован на картинке?», «Кто еще там работает?», «Что там делают?» и т.д. (в зависимости от ситуации, изображенной на картинке и жизненного опыта ребенка).
Оценка в баллах:
5 баллов – самостоятельно справляется со всеми предъявляемыми заданиями
4 балла – допускает 2 -3 ошибки, которые исправляет самостоятельно
3 балла – 50% предъявляемого материала ребенок не знает
2 балла – допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует
1 балл – отсутствие результата или все ответы неправильные.
2. Называние предмета по его описанию.
Цель: Обследование семантики.
Процедура проведения: экспериментатор описывает определенный предмет. Ребенок должен сказать, о каком предмете идет речь. Ребенку сложнее назвать предмет по его описанию, когда предмет отсутствует.
Инструкция: «Что это такое?»
• Пушистый с острыми коготками, мяукает, (кот)
• Покрыто перьями летает (птица)
• Мягкая мебель, служащая для отдыха сидя (кресло)
• Здание, где люди смотрят спектакли (театр)
Оценка в баллах:
5 баллов – самостоятельно справляется со всеми предъявляемыми заданиями
4 балла – допускает 2 -3 ошибки, которые исправляет самостоятельно
3 балла – 50% предъявляемого материала ребенок не знает
2 балла – допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует
1 балл – отсутствие результата или все ответы неправильные.
3. Обобщающие понятия.
Цель: Сформированность обобщающих понятий.
Процедура проведения: ребенку предлагается выполнить следующие задания:
1. Назвать картинки и соотнести их с видовым понятием
а) ребенку предъявляются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, свекла, банан, смородина, вишня, груша.
Инструкция: «Назови овощи и фрукты»
б) Предъявляются картинки: олень, волк, верблюд, корова, овца, медведь, барсук.
Инструкция: «Назови домашних животных и диких животных».
2. Перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию.
Инструкция: а) «Перечисли, какие предметы мебели ты знаешь?»
б) «Перечисли, какие предметы одежды ты знаешь?»
Оценка в баллах:
5 баллов – самостоятельно справляется со всеми предъявляемыми заданиями
4 балла – допускает 2 -3 ошибки, которые исправляет самостоятельно
3 балла – 50% предъявляемого материала ребенок не знает
2 балла – допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует
1 балл – отсутствие результата или все ответы неправильные.
3. Назвать обобщающее слово.
Инструкция: «Продолжи ряд предметов и назови их одним обобщающим словом: тарелка, чашка…»
4. Что делают?
Цель: Обследование глагольного словаря.
Процедура проведения: ребенку предлагаются картинки с изображением людей различных профессий: строитель, врач, учитель, уборщица, продавец, парикмахер портниха, скрипач, балерина.
Познавательно о обучении:
Работа с детьми. Дифференцированный подход
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Мысленно я распределяю детей на три группы: Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает воз ...
Психолого-педагогические особенности старшего
школьного возраста
Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы. Более реальн ...
Наука 18 века
Начиная с конца XVIII века, наблюдается трагическая эпоха в истории Украины, когда была завершена та последовательная политика лишения Украины не только государственности, но и национальных достижений и культурных достижений предыдущих веков. Постепенно освобождалась от религиозного влияния медицин ...