“Игры-инсценировки с игрушками”
Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки.
Сначала сказку читают, затем идет совместный пересказ, затем инсценировка. Например, в сказках “Заюшкина избушка”, “Теремок” можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке “Коза с козлятами” в избушку приходит не волк, а заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.
Формированию умений видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающие действия персонажей в их последовательности (мальчик строит — собирает игрушки; дети идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками). Упражнения на называние последующих действий помогают усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: “Скажи, что делает . (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом”.
“Добавь слово”
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание: — Оля проснулась и . (стала умываться).
Коля оделся и . (побежал гулять).
— Он замерз и . (пошел домой).
— Стали они играть . (с зайчиком).
— Зайчик испугался . и (побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и . (ушла, заплакала).
В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения.
Необходимо давать детям разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений (“Пошел зайчик . Там он встретил . Они стали .”), а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложения — это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений.
В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. Можно также включать в повествования диалоги действующих лиц, при этом очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку рассказать еще раз, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок (“Волк и козлята”, “Маша и медведь”, “Заюшкина избушка”); подсказывая определенную последовательность повествования или описания, можно включить элементы описания в текст повествования, подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.
“Козлята и зайчик”
Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.
Сначала надо вспомнить сказку “Козлятки и волк”. Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше: “Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький . (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: . (“Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик”). Козлята . (впустили зайчика). Они угостили его . (капустой, морковкой). Поели малыши и стали . (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл . (на барабане). А козлята . (весело прыгали)”.
Примечание. В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Например, приходит кукла с воздушными шарами, и составляется рассказ “Как у Гали улетели шары”, или идет Мишутка с лыжами и перевязанной лапой, а рассказ называется “Как Мишка учился на лыжах кататься”. Основная линия сюжета намечается взрослым: “Гале подарили . (воздушные шары). Они были . (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла . (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул . (сильный ветер). Галя не удержала . (шарики, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал . (ее друг). Он спросил: “Ты что плачешь?”. Галя ответила: “Беда случилась, шары улетели”. Мальчик успокоил Галю и сказал: “Не горюй, у меня дома есть шары, я тебе сейчас принесу”.
Для поддержания интереса к играм-инсценировкам можно специально подобрать набор игрушек: елочка, девочка с корзинкой, ежик с ежатами, грибы разных расцветок и размеров; белочка, сосна, шишки, грибы, зайчик, медвежонок. После рассматривания игрушек взрослый предлагает ребенку рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей.
Развитие речевых способностей каждого ребенка происходит под руководством взрослого и проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре.
Можно предложить ребенку короткие, но довольно сложные по содержанию схемы (“Наступила . Ребята . Они стали . И вдруг . Тогда .”; “Однажды дети . Видят . Они говорят ему . И тогда .”).
Познавательно о обучении:
Способы предъявления софизмов
Способы предъявления софизмов могут быть различными. Рассмотрим некоторые из них. 1. Текст софизма записывается на доску до начала урока и учитель обращает внимание учеников, что они могут во время перемены подумать над заданием. В начале урока учитель даёт ещё 3-5 минут на обдумывание, после чего ...
Подбор игр для коррекции низкой двигательной активности
«Веселый мяч» Воспитатель предлагает детям представить, что они – мячики. Надо выполнять те движения, которые обычно используют в игре с мячом: прыжки, быстрый бег, перекатывание по полу и прочее. В конце игры отмечается, кто из детей придумал больше движений. Варианты игры: дети выполняют движения ...
Конспект урока: "Сферы общества"
Цели и задачи: Повторить и обобщить знания учащихся по экономической, социальной и политической сферам общества. Разъяснить этическую основу духовной сферы, научить анализировать ценности. Ход урока: I. Разминка. Объявление темы урока. Задание: Распределите данные понятия и термины на три группы и ...