Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.
Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.
Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким- либо причинам.
Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Социально-педагогическая реабилитация это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
Процесс реабилитации и воспитания в детском интернатном учреждении – это единая педагогическая система, взаимосвязанная и взаимообусловленная. Оба процесса определяют необходимость создания таких связей и отношений между детьми и взрослыми, которые обеспечивали бы условия «нормального» развития ребенка, вынужденного в силу тех или иных обстоятельств жить вне семьи. Объединение их потенциалов и есть педагогическая цель детского учреждения.
Единый реабилитационно - воспитательный процесс, организованный взрослыми, проходит успешно, если опирается на такие педагогические принципы:
принцип признания ребенка, подростка субъектом педагогической реабилитации;
принцип целостно – смыслового равенства ребенка и взрослого;
принцип восстановления ребенка, подростка как субъекта ведущей учебной и игровой, социально – коммуникативной и профессионально - познавательной деятельности;
принцип креативности, творческого начала в реабилитационном процессе воспитания;
принцип личностно – ориентированной помощи и педагогической поддержке.
Морозов В. определил следующие реабилитационные задачи, решение которых требует особого внимания педагогов интернатных учреждений:
разрушение сложившегося стереотипа воспитанника интернатного учреждения как неблагополучного, преодоление его обезличенности через создание адекватных условий развития его личности и индивидуальности;
восстановление активности растущего человека как субъекта своей жизнедеятельности, придача ему уверенности, самоуважения, веры в свои силы, чувства безопасности;
восстановление социальной значимости и на этой основе выстраивание социально – ценных жизненных планов;
восстановление и укрепление общеучебных умений и навыков, способности к волевому усилию;
восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания, первичным коллективом, семьей и средой неформального общения;
восстановления утраченного здоровья в процессе обучения и воспитания, как одна из важных основ педагогической реабилитации.
По мнению Б.А. Куган, индивидуальная комплексная реабилитация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации.
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
а) социально-бытовая: проверка документов (свидетельство о рождении, справка о прописке и т. п.); сбор информации об уровне социально-бытовой реабилитации; оценка потенциальных возможностей развития социально-бытовых навыков;
Познавательно о обучении:
Исторический аспект патриотического воспитания
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с ...
Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию творческого
воображения
Формирующий эксперимент строился на следующих принципах психо-коррекционной работы: - единства коррекции и развития; - единства диагностики и коррекции; - учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - комплексного личностно-ориентированного психолого-педагогического воздействия; - деят ...
Методика использования занимательных заданий на уроках
Под методикой использования занимательных заданий на уроках математики понимаем методы, средства и приемы подачи занимательных задач, занимательные формы организации обучения. Методика использования учебных занимательных заданий в общих чертах сходна с методикой использования обычных заданий, и, хо ...