Подготовка учащихся к изучению нового материала

Страница 1

Усвоение новых знаний по грамматике должно осуществляться с опорой на ранее изученные понятия, сформированные умения. С этой целью учитель может использовать различные приёмы: проверить домашнее задание и связать эту проверку с сообщением новых сведений по теме; провести беседу для актуализации знаний учащихся; организовать выполнение практического задания, в процессе чего повторить с детьми то, что они уже знают, и подвести к восприятию нового.

Подготовительная работа должна быть организована так, чтобы в памяти учеников актуализировались только основные, существенные связи, без которых не возможно усвоение нового.

Любой новый материал требует от учеников предельной концентрации внимания, тем более, если новая грамматическая тема очень сложная. В этом случае домашнее задание, не связанное с вновь изучаемой темой, лучше не проверять фронтально. Всё внимание детей должно быть сосредоточено на существенных признаках, которые лягут в основу восприятия нового.

Умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности при усвоении каждой конкретной темы. Поэтому учитель выбирает такие методы и формы работы, которые бы способствовали предупреждению и устранению этих трудностей.

Прежде чем приступить к объяснению нового для учащихся грамматического явления, следует иметь в виду общее дидактическое положение, указывающее, что «восприятие нового материала учащимися происходит с достаточной точностью в тех случаях, когда оно опирается на ранее усвоенные знания и на их практический опыт».

Переход к изложению нового материала должен быть тщательно организован. Это прежде всего касается подбора примеров, на основе анализа которых и будет сформировано новое понятие. В специальной методике обучения русскому языку сформулированы следующие требования к языковому материалу, на основе которого организуется знакомство с новым материалом:

Так как умственно отсталые школьники с большим трудом осмысливают и усваивают абстрактный материал, при объяснении нового грамматического явления следует начинать наблюдение над такими примерами, в которых легко усмотреть конкретную основу изучаемой языковой категории. Предлагаемые для анализа примеры должны точно соответствовать первоначальному определению понятия.

Первоначальное ознакомление с грамматическим явлением, если позволяет языковой материал, целесообразнее осуществлять на основе таких слов, в которых чётко прослеживается единство их лексического и грамматического значений. Вот почему в отличие от массовой школы, в специальной - сначала изучают число имён существительных, а не их род: семантика числа – единичность или множественность на основе тех слов, которые изучаются в 5 классе, - обозначается в грамматике определённым окончанием. Род имён существительных сначала раскрывается на таких словах, где лексические и грамматические признаки совпадают (лев – львица, учитель - учительница и др.). Это даёт возможность учащимся осмыслить сущность данного грамматического понятия и соответствующего термина на основе конкретного значения этого термина (учитель – мужчина, поэтому данное существительное мужского рода). Попутно даётся другой, дополнительный признак, по которому можно различать род имён существительных (постановка вспомогательных слов: он, мой; она, моя; оно, моё). Затем используется сочетание слов, где нет такого совпадения (мост, весна и т. д.), и определяется женский и мужской род существительных. И лишь потом ученики узнают о существительных среднего рода, несмотря на то, что подготовка к усвоению категории рода осуществлялась в младших классах.

Языковые средства должны быть доступны детям по значению и структуре, иначе необходимость разъяснения семантики примеров или сложное их проговаривание отвлечёт школьников от логики анализа тех признаков, которые свойственны грамматическому явлению.

При анализе языкового материала нельзя нарушать принцип научности. В связи с этим приходится так организовывать наблюдение детей за языковыми признаками, чтобы не искажать подлинный смысл изучаемого явления и, вместе с тем, исключить всё то, что может быть недоступно школьникам.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Экономическое образование школьников – мода или веление времени
В успехах экономического образования сегодня заинтересованы политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители, сами учащиеся. Обществу, в котором, несмотря на объективные и субъективные трудности все больше и больше распрост ...

Организация работы педагога-воспитателя
важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития ...

Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе субъективности
Автор этой концепции И.С. Якиманская, так же как и К. Роджерс, различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Однако если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И.С. Яким ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru