Имя прилагательное играет немаловажную роль в нашей речи: оно обозначает различные признаки предметов и этим самым делает высказывания более точными и конкретными.
Изучение имени прилагательного в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для развития речи учащихся. Современные исследователи (Г.И. Данилкина, Г.М. Дульнев, А.И. Луцкина, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова и др.) показывают, что умственно отсталые учащиеся с трудом понимают грамматическую сущность имени прилагательного и овладевают его грамматическими признаками. Учащиеся затрудняются в определении рода, числа и падежа имени прилагательного, механически заучивают определения, смешивают имена прилагательные с именами существительными и глаголами.
Словарь прилагательных у умственно отсталого школьника очень невелик. Если ученик 3 класса массовой школы в среднем к одному слову подбирает семь прилагательных, как это отмечает в своих исследованиях Г.М. Дульнев, то умственно отсталый ученик, обучающийся в 6 классе, как показали исследования З.Н. Смирновой, подбирает до пяти прилагательных к одному существительному.
В связи с обучением объём словаря прилагательных последовательно увеличивается. Отмечая общее увеличение объёма словаря прилагательных, необходимо указать, что в активном словаре учащихся в каждом классе остаётся только небольшая часть прилагательных, с помощью этих слов дети и характеризуют предметы.
Особенно беден и узок активный словарь, накапливающийся медленно, но с каждым годом уточняющийся. Значительно быстрее увеличивается пассивный словарь. Но вместе с его расширением возрастает и количество ошибочного употребления имён прилагательных.
Учащиеся, не понимая иногда точного смысла признаков, употребляют имена прилагательные в не свойственном им значении (трескучая ночь, песочная тропинка и т.д., подбирая определения к слову, они сами иногда образуют прилагательное, но не удачно (ветристая ночь, бездельный ученик). Они не чувствительны к смысловым оттенкам значения слов. У учащихся нет чёткой дифференцировки слов, обозначающих пространственные, временные отношения, величину, форму предметов.
Школьники старших классов по заданию довольно легко выделяютте признаки, которые обозначают внешние свойства предметов и явлений Значительно реже указываются ими внутренние специфические свойства.
Многие умственно отсталые школьники как младших, так и старших классов не знают качеств, характеризующих человека, его состояние, настроение и т.д. (Часто они не знают слов, обозначающих те или иные качества характера). Не употребляются прилагательные, обозначающие эмоциональную оценку предмета, прилагательные – эпитеты.
Прилагательные обычно воспринимаются учащимися только в прямом значении. Переносный смысл слова вызывает у них недоумение, если с учащимися не проведена предварительная работа. В речи умственно отсталых школьников эти художественные определения практически не встречаются. Тем не менее, ученики старших классов способны понять в контексте эти образные определения и объяснить их значение.
Грамматические признаки данной части речи учащиеся усваивают со значительными трудностями, часто «теряют» грамматические признаки прилагательных, смешивают систему изменения слов, относящихся к прилагательным, с системой слов, относящихся к существительным. Некоторые учащиеся допускают ошибки при определении рода прилагательных, определяя его по способу определения рода имён существительных. Они ориентируются на конкретное смысловое значение слова, подставляют проверочные слова «он, мой», и в результате у них получается, например слово: вечернее – мужского рода, т.к. «вечер – мужского рода». Здесь учащиеся при определении рода прилагательного опираются в основном на семантику слова. . В связи со значительным количеством упражнений, учащиеся постепенно осваивают способ определения рода имён прилагательных.
Познавательно о обучении:
Разработка дидактических материалов
Данный методический материал предоставлен для учителей и учащихся и содержит следующие данные: - История создания и развития теории химического строения А.М. Бутлерова. - Хронология открытия основных углеводородов. - Задачи с историческим содержанием. - Именные реакции. - Справочные материалы Он со ...
Методика обучения
технологии в школе
Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается. Культура имеет материальную и духовную формы. Материальная культура включает в себя совокупность ...
Практическое применение метода проекта на уроках технологии
Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В России с 1994 года проводятся международные конференции по технологическому образован ...