Особенности употребления имен прилагательных школьниками с интеллектуальными нарушениями

Новая педагогика » Система работы по усвоению родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида » Особенности употребления имен прилагательных школьниками с интеллектуальными нарушениями

Страница 1

Имя прилагательное играет немаловажную роль в нашей речи: оно обозначает различные признаки предметов и этим самым делает высказывания более точными и конкретными.

Изучение имени прилагательного в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для развития речи учащихся. Современные исследователи (Г.И. Данилкина, Г.М. Дульнев, А.И. Луцкина, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова и др.) показывают, что умственно отсталые учащиеся с трудом понимают грамматическую сущность имени прилагательного и овладевают его грамматическими признаками. Учащиеся затрудняются в определении рода, числа и падежа имени прилагательного, механически заучивают определения, смешивают имена прилагательные с именами существительными и глаголами.

Словарь прилагательных у умственно отсталого школьника очень невелик. Если ученик 3 класса массовой школы в среднем к одному слову подбирает семь прилагательных, как это отмечает в своих исследованиях Г.М. Дульнев, то умственно отсталый ученик, обучающийся в 6 классе, как показали исследования З.Н. Смирновой, подбирает до пяти прилагательных к одному существительному.

В связи с обучением объём словаря прилагательных последовательно увеличивается. Отмечая общее увеличение объёма словаря прилагательных, необходимо указать, что в активном словаре учащихся в каждом классе остаётся только небольшая часть прилагательных, с помощью этих слов дети и характеризуют предметы.

Особенно беден и узок активный словарь, накапливающийся медленно, но с каждым годом уточняющийся. Значительно быстрее увеличивается пассивный словарь. Но вместе с его расширением возрастает и количество ошибочного употребления имён прилагательных.

Учащиеся, не понимая иногда точного смысла признаков, употребляют имена прилагательные в не свойственном им значении (трескучая ночь, песочная тропинка и т.д., подбирая определения к слову, они сами иногда образуют прилагательное, но не удачно (ветристая ночь, бездельный ученик). Они не чувствительны к смысловым оттенкам значения слов. У учащихся нет чёткой дифференцировки слов, обозначающих пространственные, временные отношения, величину, форму предметов.

Школьники старших классов по заданию довольно легко выделяютте признаки, которые обозначают внешние свойства предметов и явлений Значительно реже указываются ими внутренние специфические свойства.

Многие умственно отсталые школьники как младших, так и старших классов не знают качеств, характеризующих человека, его состояние, настроение и т.д. (Часто они не знают слов, обозначающих те или иные качества характера). Не употребляются прилагательные, обозначающие эмоциональную оценку предмета, прилагательные – эпитеты.

Прилагательные обычно воспринимаются учащимися только в прямом значении. Переносный смысл слова вызывает у них недоумение, если с учащимися не проведена предварительная работа. В речи умственно отсталых школьников эти художественные определения практически не встречаются. Тем не менее, ученики старших классов способны понять в контексте эти образные определения и объяснить их значение.

Грамматические признаки данной части речи учащиеся усваивают со значительными трудностями, часто «теряют» грамматические признаки прилагательных, смешивают систему изменения слов, относящихся к прилагательным, с системой слов, относящихся к существительным. Некоторые учащиеся допускают ошибки при определении рода прилагательных, определяя его по способу определения рода имён существительных. Они ориентируются на конкретное смысловое значение слова, подставляют проверочные слова «он, мой», и в результате у них получается, например слово: вечернее – мужского рода, т.к. «вечер – мужского рода». Здесь учащиеся при определении рода прилагательного опираются в основном на семантику слова. . В связи со значительным количеством упражнений, учащиеся постепенно осваивают способ определения рода имён прилагательных.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов
С каждым днем все большее количество педагогов сталкивается не только с использованием образовательных электронных изданий, но и с их разработкой. Это вовсе не означает, что в обязанности или повседневную работу учителя должна войти систематическая разработка средств информатизации промышленного ка ...

Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства
Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому что видит вас, слушает вас. 1. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства 2. Совершенствование педагогической техники Проверка теоретических знаний Педагогическая техника ...

Двигательный режим как фактор укрепления здоровья
Под активным двигательным режимом понимают регламентированную по интенсивности физическую нагрузку, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям неравномерно развивающихся систем растущего организма, способствует укреплению здоровь ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru