Пользуйтесь активным залогом. Избегайте использовать активный залог. Используйте:
- настоящее время – для текста урока;
- прошедшее время – при подведении итогов;
- будущее время – при изложении целей и ожидаемых результатов занятия;
Договоритесь о системе редакторских символов, которые группа разработчиков будет использовать для корректировки текстов в процессе создания КОП. Это поможет избежать многих недоразумений. Такая договоренность не раз пригодиться на этапах разработки и редактирования сценария, отладки и доводки программы, при тестировании и оценке бета-версии КОП.
При выборе формата экранов ориентируйтесь на следующие рекомендации (рис. 18):
- хорошо, если обучаемый может прочесть учебный текст на экране «за один прием»;
- старайтесь ограничить объем текста 5 – 8 строками и не делайте его больше 15 строк;
- ограничьте используемую длину строки текста, старайтесь включать в строку до 10 слов;
- старайтесь не помещать более одного-двух параграфов текста на один экран.
Рис. 18. Пример размещения текста на экране.
Хочется напомнить еще раз, что все приводимые рекомендации носят ориентировочный характер. Следуйте им с умом.
Урок или сеанс- основная единица самостоятельной работы учащегося.Как правило, урок «образует» тематическую единицу работы. Средняя продолжительность урока- от 30 до 50 минут реальной непрерывной работы обучаемого с компьютером. Курс обычно разбивают на 3-10 занятий. Если же он требует большего числа занятий, его лучше разделить на несколько курсов или частей.
Каждое занятие, в свою очередь, может делиться на разделы. Раздел - неделимая единица самостоятельной работы учащегося. Продолжительность реальной работы с разделом рекомендуется сохранять в интервале 5- 20 минут. Выбирайте объем таким образом, чтобы обучаемый проходил его целиком «за один присест» (за один сеанс работы с компьютером). Вообще говоря, урок и раздел в некоторых курсах могут совпадать.
Разбиение электронного учебного материала на отдельные части – уроки и разделы- задает организационную структуру материала. Эта структуру выбирается с учетом организационных (например, допустимое количество и продолжительность занятий) и технологических (желательно разместить материалы на одном томе носителе информации) требований. Отвечая тем или иным специфическим ограничениям, организационная структура всегда подчинена учебной структуре.
Учебная структура урока
Определить учебную структуру- значит определить систему привычных и принимаемых «педагогических умолчаний», создать учащимся комфортную учебную обстановку, в которой интересно и приятно осваивать предлагаемый материал. Очевидно, что учебная структура определяется с учетом рекомендации и принципов теории обучения.
Если урок разбит на отдельные разделы, каждый раздел будет иметь свою внутреннюю учебную структуру. Хорошо структурированный урок может включать 11 ясно различимых составляющих:
· организационный момент;
· сообщение о целях обучения;
· изложение материала;
· упражнения;
· обратная связь о результатах действий учащегося;
· связки между отдельными темами или вопросами;
· поведение итогов;
· итоговая практическая работа;
· проверка освоения материала;
· повторение и изложение материала (если он освоен);
· повторный тест.
Выбор учебной структуры- задача педагогического дизайнера. Необязательно, чтобы все выше перечисленное составляющие присутствовали в каждом уроке, однако в нем обычно присутствуют большинство этих составляющих. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Организационный момент
В начале каждого урока рекомендуется напоминать логическую структуру материала. Содержание организационного момента урока обычно отвечает на такие вопросы:
- Что изучалось до этого?
- Что будет изучаться в данном уроке?
- Как изученный материал связан с новым материалом и каково место того и другого в целом курсе?
Организационный момент нередко включает в себя описание цели предстоящего занятия, информацию о месте занятия во всем курсе. Главная методическая задача организационного момента- привлечь внимание учащихся, сформировать у них нужную установку, заинтересовать, включить в работу, помочь ответить на вопросы: зачем мне это учить? Удачный способ оформления организационного момента- использование видео- или аудиофрагментов, где информация представляется от лица автора (ов) курса.
Познавательно о обучении:
Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых
в Забайкальском
крае
Чтобы провести анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Забайкальском крае, мною была использована система Интернет, где с помощью поисковой системы анализировался материал, связанный с дистанционным образованием в городе Чите и крае. В итоге было выяснено, что в нашем крае дистанцион ...
Виды и содержание педагогического анализа
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл: анализ; целеполагание и планирование; организационная деятельность; контроль и регулирование. Педагогическим анализом называется функция управления школой, направленн ...
Социально – психологическая
характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительны ...