Этапы разработки средств ИКТ для обучения геометрии

Страница 3

Результатами выполнения первого шага являются:

- перечень целей создания учебных материалов, как части более широкой задачи,

- аргументированное решение о разработке средств ИКТ учебного назначения.

Выбор системы средств обучения

Следующий шаг – выбор средств обучения.

Очевидно, что есть много средств и способов для решения стоящей перед вами педагогической задачи. Разработка средств ИКТ учебного назначения – лишь одно из возможных (не обязательно лучших) решений. Надо решить, насколько их разработка оправдана в данном конкретном случае.

Для этого проводятся анализ и изучение целевой аудитории (начальная подготовка, предпочтения по использованию различных учебных ресурсов и т. п.) и ожидаемых условий обучения (в каких формах и где оно проводится), возможного содержания различных учебных материалов. В результате получается перечень показателей для оценки целесообразности cоздания электронных учебных материалов. Эти показатели можно разбить на четыре группы:

- Характеристика целевой аудитории,

- Опыт использования электронных учебных материалов в данной предметной области,

- Организационные условия,

- Содержание изучаемого материала.

Использование электронных учебных материалов оправдано, если анализ целевой аудитории показал, что потенциальные потребители материалов:

- Умеют обращаться с компьютером;

- Уже работали с электронными учебными материалами;

- Положительно относятся к использованию ИКТ;

- Готовы заниматься индивидуально;

- Не требуют постоянного «живого общения» с преподавателем;

- Не могут (не хотят) покидать свои привычные рабочие места.

Анализ целевой аудитории помогает определить, в какой мере надо индивидуализировать обучение. Электронные учебные материалы становятся привлекательным педагогическим средством. Если контингент обучаемых достаточно не однороден и различается:

- По уровню начальной подготовки в данной предметной области;

- По уровню владения языком;

- По общему культурному уровню и психологическому развитию;

- По индивидуальным стилям обучения (что очень типично).

Убедительными доводами в пользу разработки электронных учебных материалов служат опыт использования аналогичных учебных материалов схожих предметных областей и возможность использовать (приспособить) уже имеющиеся разработки.

Среди организационных доводов в пользу использования электронных учебных материалов обычно приводят следующие:

- Учащиеся разбросаны на большие территории, их трудно собирать в одном месте;

- Требуется быстро подготовить большое число людей (при недостатке преподавателей);

- В течение продолжительного времени требуется нерегулярно обучать отдельных людей (например, при постоянном обновлении персонала в территориально разнесенных производственных участках);

- Обучаемых нельзя временно освободить от текущей работы на время обучения.

Если в ходе анализа содержания обучения выясняется, что содержание обучения связано с использованием ИКТ или включает в себя овладение знаниями /умениями/ навыками. Требующими обработки разветвлённой последовательности действий, это может стать решающим доводом в пользу разработки компьютерной обучающей программы. Если учащиеся не знакомы с ИКТ, а наша цель – перейти к работе с компьютерами, это может стать веской причиной за использование электронных учебных материалов.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Модель дистанционного обучения
В нашей стране разрабатывается Единая система дистанционного образования (ЕСДО). Дистанционное образование разрабатывается достаточно быстро и эффективно как за рубежом, так и в нашей стране (А.А. Андреев, Н.И. Гендина, Р.С. Гиляревский, А.И. Змитрович, А.Д. Иванников, Д.В. Куракин, Г.А. Кручинина, ...

Педагогические основы развития технологической культуры учащихся
Для того чтобы сформулировать активизацию учебно-преобразовательной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также ме ...

Вопросы для диагностики качества подготовки и реализации сценария урока
Учителю необходимо уметь обосновать и оценить самому: 1. Учебные цели урока, его этапов, отдельных видов работ учащихся по формированию у них системы знаний. (Дифференцировано). 2. Цели формирования целостных ориентаций (воспитательные — в узком значении слова). З. Задачи интеллектуального развития ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru