Е. Торренса: если IQ ниже 115 – 120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
Предположение Е. Торренса на удивление хорошо совпадает с данными Д.Н. Перкинса: для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определённого уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.
Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Л. Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, сосредоточения над решением проблем.
Основную критику работ Гилфорда, Торранса и их последователей дали М. Воллах и Н Коган. В исследованиях Торранса и Гилфорда получилась зависимость между уровнем IQ и уровнем креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя при высоком интеллекте могут встречаться низкие показатели креативности.
М. Воллах и Н. Коган считают, что перенос Гилфордом, Торрансом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привёл к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ, как и обычные тесты интеллекта. Они в своей работе изменили систему проведения диагностики креативности, представляя испытуемым, столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи или для формулирования ответа на вопрос. Тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнования между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого. Если соблюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.
Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность дошкольников, выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям.
М. Воллах и Н. Коган предложили в виде таблице личностные особенности дошкольника с различными уровнями интеллекта и творческих способностей
Интеллект | |||
Высокий |
Низкий | ||
Творческие способности |
В Ы С О К И Е |
Вера в свои возможности. Хороший самоконтроль. Хорошая социальная интеграция. Высокая способность к концентрации внимания большой интерес ко всему новому. |
Постоянный конфликт между собственным представлением о мире и требованиями к дошкольнику. Недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение. Боязнь оценки со стороны окружающих. |
Н И З К И Е |
Энергия направлена на достижение успеха в учёбе. Неудача воспринимается как катастрофа. Боязнь риска и высказывания своего мнения. Пониженная общительность, боязнь самооценки. |
Хорошая адаптация. Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью. |
Познавательно о обучении:
Педагогический анализ урока
Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и к ...
Психодиагностика в профильной подготовке учащихся
Методическое обеспечение учебного процесса по технологии, как впрочем и любого учебно-воспитательного процесса, состоит из неизменной (инвариантной) и вариативной частей. Инвариантная часть проектируется на основании той информации, которая известна до начала реализации учебного процесса по техноло ...
Комиксы в детских журналах
Многие родители не покупают малышам журналы, потому что уверены: подобных не существует. Или, что тоже не редкость, считают, что в младшем возрасте достаточно обычных детских книг. Довольно часто первый журнал в жизни ребенка появляется только в 5-7 лет, когда мамы с папами начинают задумываться о ...