Таблица показывает, что нарушения лексико-семантической стороны речи проявляются в ограниченности словарного запаса, в расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря, особенно предикативного словаря (глаголов).
В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова.
Среди многочисленных вербальных парафазий наиболее распространенным являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (рубашка – пальто, кастрюля – сковорода и др.). В заменах глаголов обращают на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, например, подметает – убирает.
Особенно стойкими являются замены глаголов: вяжет – шьет. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия – с одной стороны, и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений.
Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова.
Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен. У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано. У детей с ОНР в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).
Нарушения развития лексики проявляются в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.
Познавательно о обучении:
Принципы педагогического взаимодействия
Роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса. Но это требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А. Белухин отмечает, что учитель должен следовать определенным принципам педагогического вз ...
Особенности гражданского воспитания старшеклассников
Гражданское воспитание старшеклассников - целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской культуры. Формирование гражданской культуры тесно связано с воздействием массовой информации и переживанием личного опыта участия в гражда ...
Серединный треугольник и прямая Эйлера
Треугольник, полученный соединением середин сторон данного треугольника, назовем серединным треугольником. На рисунке A`B`C` есть срединный треугольник треугольника АВС. Рассмотрим так же две медианы AA` и BB`, пересекающиеся в точке G, две высоты треугольника ABC, пересекающиеся в точке H, и две в ...