При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны всегда отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.
В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова считают, что организации режима дня стоит придерживаться следующих рекомендаций:
Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально перегружены. Нужно обеспечить ребенку легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели.
Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий. Не будем забывать, что ничто так не угнетает психику, как череда однообразных будней.
В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого воспитателя с детьми на основе неформального общения.
Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки должно быть не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц) интеллектуальных и физических нагрузок.
Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети.
В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.
Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условии для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.
Основные условия полноценного детского сна в образовательном учреждении:
Спальная комната в любое время года перед сном детей должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания детей фрамуги лучше закрыть Но когда все дети улягутся и воспитатель убедится, что они хорошо укрыты одеялами и заснули, фрамугу следует открыть снова. Состав воздуха в спальной от дыхания детей, испарений их тел меняется быстро, поэтому необходима «подпитка» кислородом, и тогда дети спят крепче.
Обычно взрослые боятся открыть фрамугу или окно, чтобы не простудить детей. Это неправильно. Аэрация в спальной, когда там дети, необходима. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания. Бывает так, что при детях открыть фрамугу в холодное время невозможно, так как уличный воздух попадает на детей, чьи кроватки стоят слишком близко к окнам (кстати, очень часто детсадовские работники именно этим оправдывают духоту спален во время дневного сна).
В некоторых дошкольных учреждениях ввели оригинальное и правильное решение этой проблемы. В уличную створку фрамуги вставляется оргстекло с микроотверстиями. Воздух, тончайшими струйками проходя через стекло, быстро согревается, и опасность простудить детей полностью исключается.
У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывания дети засыпают уже через пять-семь минут. В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда все дети лягут, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки дети должны слышать изо дня в день.
Обязательно пение колыбельных песен. Воспитатель может включить запись, но лучше, если дети будут слышать живой, хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они хорошо привыкли.
Быстрый эффект дает нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы ребенка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях воспитателя ребенок тотчас расслабляется и засыпает. Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель присаживается в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Ее состояние непременно передается детям. Они спокойнее спят.
Познавательно о обучении:
Трудности, связанные с интерферирующим влиянием неродного языка
Трудности, связанные с интерферирующим влиянием неродного языка состоят в смешении языковых систем (русского и латышского языков), проявляющемся в ошибках графического изображения букв: искажения, замены, пропуски, неправильное обозначение звука буквой и т. д. Так как обучение русской и латышской г ...
Контроль как процесс
определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся
С точки зрения внешней структуры организации процесса обучения, контроль - это часть процесса обучения. С точки зрения внутренней сущности контроль – это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату програ ...
Янош Больяй
В семье венгерского математика Фаркаша Больяй родился сын Янош 15 декабря 1802 года в местечке Коловожар, ныне Клуж Напока. С детских лет сын мечтал продолжить работу отца, который занимался проблемами геометрии, пытался доказать пятый постулат Евклида. Еще будучи студентом Военно-инженерной академ ...