В качестве подготовки может служить работа с анализом причинно - следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит «раскадровку» содержания текста (с опорой на иллюстрации).
Например, сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» представляется следующим образом:
Кадр 1: мама с дочкой разговаривают; мама держит корзиночку.
Кадр 2: Красная Шапочка идет по лесу.
Кадр 3: Волк разговаривает с Красной Шапочкой и так далее.
Последовательность действий обсуждается на основе вопросов к детям:
- Кто изображен;
- Что он делает;
- Какая цель этого действия,
- Добился ли герой этой цели.
Кадр 2: изображена Красная Шапочка, которая идет по лесной дорожке и несет корзиночку в руках. Ее цель - доставить гостинец бабушке. Результат впоследствии будет достигнут.
Кадр 3: изображен Волк, который спрашивает Красную Шапочку о том, куда она идет. Его цель - выяснить место нахождения домика бабушки. Изображена Красная Шапочка, которая говорит Волку, куда она идет. Ее цель - выполнить просьбу Волка. Результат: Волк узнает, где живет бабушка.
Основные задачи педагога при подготовке детей к обучению детей работе с серией картинок:
- упражнять детей в выстраивании причинно - следственных связей, установленных автором текста;
- формировать умение определять по действию цель героя, фиксировать результат выполнения данной цели.
Система творческих заданий по обучению работе с серией картинок
Обучение детей работе с серией картинок необходимо организовывать в форме игр «Умники и умницы», «Угадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма». Не целесообразно говорить ребенку такие фразы: «Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности», «Мы вместе разложим картинки правильно». Установлено, что такие фразы не стимулируют интерес ребенка к данному виду деятельности.
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности. Каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие. Воспитатель переходит к следующему шагу алгоритма только в случае освоения ребенком предыдущего задания.
1. «Паровозик из картинок»
Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию.
Игровое действие: Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребенку предлагается убрать руки за спину или на колени. До шестого шага к картинкам не рекомендуется прикасаться.
2. «Найди общих героев на картинках»
Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.
Игровое действие: Предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках.
Методические рекомендации: Воспитатель побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.
Например, при работе с серией картинок «Кошки, пытающиеся поймать воробья» (сюжет из четырех кадров) воспитатель обращает внимание детей на объект - воробья, который на последнем, 4-ом кадре, едва виден. Воспитатель предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти объекты, перемещенные на второй план.
3. «Найди место, в котором происходят события»
Цель: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов.
Игровое действие: Предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия.
Методические рекомендации: На начальном этапе освоения алгоритма следует подбирать серии картинок с постоянным местом действия («Кошки, пытающиеся поймать воробья», общее место - полянка у пенька).
Со временем детям предлагаются серии картинок, где место действия изменяется (серия картинок по рассказу В. Осеевой «Почему?», место действия - двор, в который выгоняют щенка, и кухня, где разбивается чашка).
4. «Определи время событий»
Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках.
Игровое действие: предложить детям определить время года или части суток на каждой картинке.
Методические рекомендации: Воспитатель подбирает серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке («Кошки, пытающиеся поймать воробья» - светлое время суток и теплый период года). Принимаются ответы детей типа: «Это день» и «Это лето».
Познавательно о обучении:
Работа с детьми. Дифференцированный подход
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Мысленно я распределяю детей на три группы: Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает воз ...
Ознакомление с природой на занятиях
Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада я определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наряду с этим в программное содержание занятия могут быть включены задачи, направленные на фор ...
Примеры педагогических инноваций в современной системе образования России
В последние годы ЕГЭ – предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности. Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ...