Одним из самых больных, узких мест реализации школьной реформы является ярко проявившееся противоречие между необходимостью, с одной стороны, повысить качество образования и воспитания, обеспечить высокий научный уровень преподавания каждого предмета и, с другой стороны, острым дефицитом учебного времени, вызванным появлением новых школьных предметов. Многие учителя обеспокоены катастрофической нехваткой времени на обучение решению задач, на индивидуальную работу с учащимися на уроке. Это приводит к тому, что учитель, в отведенное программой время, ограничивается изложением теории и преподносит школьникам готовые алгоритмы решения стандартных задач. Понятно, что такая организация учебной деятельности направлена, скорее всего, только лишь на подготовку учащихся к очередной контрольной работе, но практически не способствует развитию школьников, формированию у них навыков самостоятельной деятельности и устойчивых интересов к учебе.
Существует, по-видимому, много различных способов преодоления указанного противоречия. Одним из таких способов является использование зачетной системы, при которой учащиеся не являются пассивными исполнителями, как это довольно часто бывает на традиционном уроке, а наоборот, успех урока полностью зависит от их деятельности, ученики сами как бы «творят его», работая при этом с полной реализацией своих сил и возможностей.
Зачетный урок предназначен не только для контроля знаний и умений учащихся, а, прежде всего для обучения, развития и воспитания школьников по средством индивидуальной работы с каждым школьником непосредственно на зачете.
Главная задача зачетов связана с развитием творческих возможностей учащихся путем индивидуальной работы непосредственно на зачете. Другими задачами зачета являются: формирование умения учиться; выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках; проверка усвоения теории, умений решать ключевые задачи, выполнения домашних заданий, ведения тетради; обучение решению сложных математических задач; предупреждение зазнайства, неверия в свои силы.
Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания (используется не пятибалльная, а двухбалльная шкала), и по характеру проведения (предусматривается необходимость пересдачи в случае отрицательного результата). Именно эти свойства зачета наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки.
Действительно, обязательные результаты обучения – это тот минимум, который необходим для дальнейшего обучения, для выполнения программных требований к математической подготовке учащихся. Поэтому при проверке учителю принципиально важно получить определенный ответ: овладел или не овладел ученик формируемыми умениями на обязательном уровне. Иными словами, здесь наиболее естественной является альтернативная оценка: «достиг (да)» - «не достиг (нет)». С другой стороны, мало констатировать, что какой-то конкретный ученик не достиг уровня обязательной подготовки. Цель учителя –создать условия для того, чтобы каждый овладел важнейшими умениями и навыками в объеме, предусмотренным государственным образовательным стандартом. Поэтому, если ученик не справился с зачетом, надо организовать доработку соответствующего материала и его повторную проверку.
В педагогике под зачетом понимают такой вид проверки и учета знаний учащихся по крупным разделам теоретических курсов и по предметам, в изучении которых преобладают практические занятия. Проводятся обычно в форме собеседования преподавателя и учащегося.
В психолого-педагогическом словаре зачет - форма контроля и оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся и студентов. Проводится в форме индивидуального или группового собеседования, опроса, практической работы.
В общеобразовательной школе зачет проводится главным образом в старших классах. На зачет выносятся крупные темы образовательной программы. Зачет организуется с целью закрепления и обобщения полученных знаний и учебных навыков с учетом результатов текущего контроля.
Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня их подготовки.
Зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно.
Каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты.
Итак, зачет – форма контроля и оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся. Основные задачи зачета ориентированы на:
формирование умения учиться;
выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках;
проверку умения решать ключевые задачи;
обучение решению сложных математических задач.
С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. Все их можно разделить на несколько групп.
Познавательно о обучении:
Основные понятия и принципы сопровождения
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребёнку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специали ...
Роль и место раздела в профильной подготовке школьников
Раздел "Информационные технологии" включен в образовательную область "Технология" не случайно. Понятия "информация" и "технология" являются неотъемлемой частью современной жизни. Информация – это не только сведения, передаваемые одними людьми другим, но и сам ...
Анализ и интерпретация результатов диагностики
Специфика развития воображения у детей с ОНР 2 – 3 уровня младшего школьного возраста. Качественные особенности воображения мы изучали с помощью четырех методик: «Дорисовывания фигур», «Солнце в комнате», «Изучение воссоздающего воображения», «Исследование индивидуальных особенностей воображения». ...