Учёт возрастных и психологических особенностей развития учащихся 6-7 классов в обучении говорению

Новая педагогика » Видеоматериалы как средство развития навыков говорения на уроках английского языка в 6-7 классах средней школы » Учёт возрастных и психологических особенностей развития учащихся 6-7 классов в обучении говорению

Страница 1

Как уже говорилось ранее, говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффектного состояния с помощью простого восклицания, названия предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Этот переход от слова к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти.

Успешность обучения говорению во многом зависит от индивидуально-возрастных особенностей учащихся (от наличия у них мотивов учения, внимания и интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт), от условий обучения (наличия технических средств обучения, ситуативной обусловленности и проблемности упражнений, парно – групповой организации занятий).

Для среднего возраста (10-15 лет) характерны выраженные в разной форме элементы «взрослости», которые проявляются в стремлении к самостоятельности, в отказе от помощи, в неудовлетворении контролем за выполнением работы. У подростков происходят изменения в развитии памяти. Она приобретает опосредованный, логический характер. В усвоении материала и развитии речевых умений все большее значение отводится целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение.

При переходе к подростковому возрасту изменяется и ведущий тип деятельности. Учебная деятельность, сохраняя определённую активность, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности. На первый план выходит общение. Овладение формами общения становится основной психологической потребностью учащихся 6-7 классов.

Коммуникативное развитие подростка осуществляется по линии расширения средств и способов речевой деятельности. На основе центрального психологического новообразования – чувства взрослости – мышление подростка становится все более самостоятельным, творческим, активным, формируется критичность мышления, а затем – и самокритичность.

В подростковом возрасте происходит качественное изменение коммуникативной деятельности в целом. Поэтому в контексте учебной деятельности должно осуществляться специально организованное, целенаправленное обучение подростков речемыслительной и коммуникативной деятельности с опорой на резервы возрастного развития. Это положение должно быть учтено преподавателем иностранного языка при организации учебной деятельности подростков.

Учитывая тенденции развития образования и заинтересованность современных учащихся в просмотре различных телепередач, в урок иностранного языка можно включать элементы видео, предлагая к ним коммуникативные задания. Активное обсуждение просмотренных роликов будет способствовать развитию у учеников навыков говорения.

Таким образом, мы выяснили, что говорение является продуктивным видом речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. Любая речевая деятельность, как известно, обусловлена ситуацией, поэтому при обучении говорению на иностранном языке в школе учителю постоянно приходится создавать речевые ситуации с целью мотивирования учащихся на активное общение.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств
Кто смотрит на себя, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе, тот истинно велик. П. Гренгор, французкий поэт 1. Тест «Профессиональное мастерство» 2. «Карта личности педагога» 3. Профессионально значимые качества личности педагога П ...

Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста
Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы. Более реальн ...

Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на систе ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru