Как уже говорилось ранее, говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффектного состояния с помощью простого восклицания, названия предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Этот переход от слова к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти.
Успешность обучения говорению во многом зависит от индивидуально-возрастных особенностей учащихся (от наличия у них мотивов учения, внимания и интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт), от условий обучения (наличия технических средств обучения, ситуативной обусловленности и проблемности упражнений, парно – групповой организации занятий).
Для среднего возраста (10-15 лет) характерны выраженные в разной форме элементы «взрослости», которые проявляются в стремлении к самостоятельности, в отказе от помощи, в неудовлетворении контролем за выполнением работы. У подростков происходят изменения в развитии памяти. Она приобретает опосредованный, логический характер. В усвоении материала и развитии речевых умений все большее значение отводится целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение.
При переходе к подростковому возрасту изменяется и ведущий тип деятельности. Учебная деятельность, сохраняя определённую активность, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности. На первый план выходит общение. Овладение формами общения становится основной психологической потребностью учащихся 6-7 классов.
Коммуникативное развитие подростка осуществляется по линии расширения средств и способов речевой деятельности. На основе центрального психологического новообразования – чувства взрослости – мышление подростка становится все более самостоятельным, творческим, активным, формируется критичность мышления, а затем – и самокритичность.
В подростковом возрасте происходит качественное изменение коммуникативной деятельности в целом. Поэтому в контексте учебной деятельности должно осуществляться специально организованное, целенаправленное обучение подростков речемыслительной и коммуникативной деятельности с опорой на резервы возрастного развития. Это положение должно быть учтено преподавателем иностранного языка при организации учебной деятельности подростков.
Учитывая тенденции развития образования и заинтересованность современных учащихся в просмотре различных телепередач, в урок иностранного языка можно включать элементы видео, предлагая к ним коммуникативные задания. Активное обсуждение просмотренных роликов будет способствовать развитию у учеников навыков говорения.
Таким образом, мы выяснили, что говорение является продуктивным видом речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. Любая речевая деятельность, как известно, обусловлена ситуацией, поэтому при обучении говорению на иностранном языке в школе учителю постоянно приходится создавать речевые ситуации с целью мотивирования учащихся на активное общение.
Познавательно о обучении:
Определение таких понятий, как "учебная деятельность",
"активизация учебной деятельности", особенности учебной деятельности
младших школьников
Термин " учебная деятельность " сравнительно не нов в психологии и педагогике. Уже в 40-х гг. им воспользовались довольно деятельно. Можно сослаться на одну из сверкающих работ А. Н. Леонтьева " К вопросцу о сознательности учения " , написанную в 1944 г.; базовый труд известного ...
Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом
Что должны знать студенты: формы и структуру групповых дел и групповой деятельности; приемы прогнозирования взаимодействия с воспитуемым; цели, задачи учебной работы и способы их реализации; взаимосвязь культуры педагогического труда и педмастерства на уроке. Что должны уметь студенты: управлять св ...
Анализ организации коррекционного воспитательно-образовательного процесса в
группе компенсирующей направленности
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Орган ...