Экономический подъем, развитие гражданского общества в России предполагает иное качество образования, обеспечивающее подготовку человека не столько к индустриальному обществу, сколько к обществу экономики, построенной на знаниях. И тогда на первый план выдвигается задача непрерывного образования, в т. ч. и педагогического.
Непрерывное образование имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются как выражением ее стремления к наиболее полной самореализации, так и приспособлением к условиям быстро меняющегося мира. Человек сам становится активным участником образовательного процесса. Развитие системы непрерывного образования обуславливает необходимость создания условий для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики.
Представляя такую возможность обучающимся, важно обеспечить преемственность не только образовательных программ (педагогический колледж - педагогический университет), но и технологий обучения, новых форм оценок достижений и т.д. В настоящее время в ОмГПУ ведется экспериментальная работа в контексте рекомендаций Болонского процесса: переход на кредитную систему (систему зачетных единиц); разработка модульных программ; внедрение новых образовательных технологий (информационных, исследовательских, проектных, кейсовых и др.); внедрение новых процедур и форм итоговой аттестации выпускников, адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов; внедрение образовательных программ аспирантуры; разработка новых подходов к воспитанию молодежи. В центре внимания оказываются задачи современного студенческого самоуправления, поддержка студенческих инициатив, волонтерских отрядов.
Важно понять, что при решении задач непрерывного образования, необходимо создать условия для проживания студентом новой организации учебного процесса. Фактически и профильное обучение в старшей школе, и разнообразные возможности среднего педагогического образования, и Болонский процесс ориентированы на обеспечение условий, в которых человек выстраивает свой индивидуальный маршрут в образовании и берет во многом на себя ответственность за этот путь.
У педагогического образования появляются новые возможности в подготовке студентов по новым специальностям: менеджер сферы образования, системный администратор школы по информационным технологиям, домашний воспитатель, специалист для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
По мнению коллектива ученых РГПУ им. А.И. Герцена (В.А. Козырев, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына), важно учесть, чтобы в процессе профессионального педагогического образования человек приобрел опыт целостного системного видения профессиональной деятельности, научился системно действовать в ней, решать новые проблемы и задачи. Качество современного профессионального образования рассматривают как многомерную системную характеристику, в которой качество результата, т. е. качество подготовки специалиста, означает ведущий компонент этой характеристики. Качество результата профессиональной подготовки понимается как соответствие подготовленности выпускника вуза современным «вызовам времени» и рассматривается через понятие «профессиональная компетентность».
При этом важно иметь ввиду, что обновление происходит в целях и структуре содержания педагогического образования. Цель профессиональной подготовки задается как ожидаемый результат, т. е. становление профессиональной компетентности учителя. Цели педагогического высшего образования определяются ценностно-целевым назначением высшей школы, основными характеристиками которого являются: реализация миссии порождения нового научного знания, идеалов, духовных ценностей и нравственных норм; ориентация на опережающий характер подготовки специалиста, готового к инновационным преобразованиям в сфере профессиональной деятельности; системообразующая роль высшей школы во всех процессах, происходящих в обществе; государственно-общественный характер управления образованием, который реализуется субъектами высшей школы.
Важно отметить, что единицей содержания профессиональной подготовки в логике контекстно-компетентностного подхода является профессиональная задача, совокупность которых образует «ядро» содержания профессиональной подготовки.
Изменения в организации педагогического образования в высшей школе основываются на стратегии обучения, рассматриваемой как стратегия по решению проблемы, решению задач. А исходя из логики решения задач выделяется стратегия проектирования, которая реализуется через практико-ориентированное модульное обучение, обучение с помощью кейса, обучение на основе социального взаимодействия.
Познавательно о обучении:
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся. · В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и
ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности ...
Анализ причин неудач и трудностей в обучении обследованных детей
Анализируя причины неудач и трудностей в обучении всех обследованных ребят, можно отметить: · снижение «чувства языка»; · языковая интерференция в условиях билингвального обучения. · несформированный внутренний механизм освоения языка ребёнка; · низкий уровень лингвистической одарённости ребёнка; · ...
Сущность психологической диагностики школьников
Методы обучения - способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения. Существует ряд классификаций. Наиболее ранняя - деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа). И методы работы учащегося (упражнение, самостоятельная рабо ...