Цели, принципы и формы реализации Дальтон-плана

Страница 1

Дальтон — это город в США, где впервые была применена данная технология. Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти новые формы организации жизнедеятельности людей в образовательном процессе. Она разработала "Лабораторный план", имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

В основе технологии "Лабораторного плана" лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения.

Цели Дальтон-технологии: обеспечить индивидуализированное развитие ученика; обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебно-познавательной деятельности.

Дальтон-план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

Все эти принципы объединяются ведущим принципом - принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.

Принцип свободы - это право выбора учеником предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляется самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности - это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность в принятии решений и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества - это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: одноклассникам, учителям, родителям. Он не должен бояться признаться, что не знает чего-либо. Это даёт возможность школьникам учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в коллективе.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь; спрашивай кого хочешь; отвечать за выполнения задания будешь сам.

Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через Дальтон-план, включающий в себя три компонента: задания, лаборатория, "дом".

Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут ограничиватья учебной программой или выходить за её рамки. Выполнение задания проверяется учителем индивидуально у каждого ученика. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.

К самим заданиям предъявляются следующие требования:

задания носят уровневый характер;

задания охватывают достаточный объём учебного материала;

чётко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;

задание должно быть понятным и интересным ученику;

задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним;

задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;

в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступение в группе);

ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;

содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

Лаборатория - это время в расписании ученика, отведённое для самостоятельно работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.

Дом - это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора партнера в работе; наличие группы консультантов, готовых в любо момент оказать помощь.

Система действий учителя и учащихся в рамках каждой из четырёх форм отличаются друг от друга, но в основе каждой лежит принцип сотрудничества.

Выделяют четыре формы реализации Дальтон-плана: классное учебное занятие, коллективный урок, лабораторное занятие и конференция.

Классное учебное занятие - это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные занятия, занятия коллективной рефлексии.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Принципы педагогического взаимодействия
Роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса. Но это требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А. Белухин отмечает, что учитель должен следовать определенным принципам педагогического вз ...

Опасность СМИ для школьников
Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия явля­ется в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения подростков. Что скрывается за притяга­тельностью кровожадности и зверского насилия для детей, и ка­кие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? Мы подойд ...

Комиксы в детских журналах
Многие родители не покупают малышам журналы, потому что уверены: подобных не существует. Или, что тоже не редкость, считают, что в младшем возрасте достаточно обычных детских книг. Довольно часто первый журнал в жизни ребенка появляется только в 5-7 лет, когда мамы с папами начинают задумываться о ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru