Дальтон — это город в США, где впервые была применена данная технология. Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти новые формы организации жизнедеятельности людей в образовательном процессе. Она разработала "Лабораторный план", имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.
В основе технологии "Лабораторного плана" лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения.
Цели Дальтон-технологии: обеспечить индивидуализированное развитие ученика; обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебно-познавательной деятельности.
Дальтон-план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Все эти принципы объединяются ведущим принципом - принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.
Принцип свободы - это право выбора учеником предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляется самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Принцип самостоятельности - это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность в принятии решений и ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества - это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: одноклассникам, учителям, родителям. Он не должен бояться признаться, что не знает чего-либо. Это даёт возможность школьникам учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в коллективе.
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь; спрашивай кого хочешь; отвечать за выполнения задания будешь сам.
Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через Дальтон-план, включающий в себя три компонента: задания, лаборатория, "дом".
Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут ограничиватья учебной программой или выходить за её рамки. Выполнение задания проверяется учителем индивидуально у каждого ученика. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.
К самим заданиям предъявляются следующие требования:
задания носят уровневый характер;
задания охватывают достаточный объём учебного материала;
чётко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;
задание должно быть понятным и интересным ученику;
задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним;
задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;
в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступение в группе);
ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;
содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.
Лаборатория - это время в расписании ученика, отведённое для самостоятельно работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.
Дом - это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора партнера в работе; наличие группы консультантов, готовых в любо момент оказать помощь.
Система действий учителя и учащихся в рамках каждой из четырёх форм отличаются друг от друга, но в основе каждой лежит принцип сотрудничества.
Выделяют четыре формы реализации Дальтон-плана: классное учебное занятие, коллективный урок, лабораторное занятие и конференция.
Классное учебное занятие - это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные занятия, занятия коллективной рефлексии.
Познавательно о обучении:
Проявления самостоятельности детей
младшего школьного возраста в значимых видах деятельности
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в об ...
Особенности онтогенетического и дизонтогенетического развития
речи
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндог ...
Отбор форм и методов проведения факультативного курса
Основным методом обучения в средней школе было формальное ведение теории, которая состояла из определенных математических понятий, догматически преподносимых доказательств теорем и решения задач, в большей части носящих искусственный характер. Сложившаяся традиционная система математического образо ...