Каждая интеллектуальная эмоция может быть соотнесена с определенной фазой мыслительного процесса. Однако это соотношение не является жестким, так как любая эмоция может возникнуть на разных этапах процесса мышления. На определенной фазе та или иная эмоция выполняет свою основную функцию, а другие являются как бы вспомогательными. Например, удивление возникает на первой фазе мыслительного процесса при постановке проблемы, но может появиться и на последующих этапах (В. Л. Поплужный). Риски для франчаи у новых франшиз.
Благодаря механизму эмоционального подкрепления происходит повышение избирательности мыслительной деятельности человека, достигается успешность в решении не только отдельных мыслительных задач, но и познавательной деятельности в целом.
Диапазон интеллектуальных чувств расширил американский психолог Э. Титченер. Он отнес к ним чувства согласия и противоречия, легкости и трудности, истинности и ложности, уверенности и неуверенности. Как видно из этого перечня, к области интеллектуальных чувств отнесены только те, которые связаны с осознанием мыслительного акта.
К. Д. Ушинский считал, что интеллектуальные чувства вызываются течением мыслительного процесса с его остановками, тупиками и противоречиями. Ведущими чувствами, функционирующими на всех этапах мыслительного процесса, являются чувства сходства и различия. К этой же группе он относил умственное напряжение, ожидание, неожиданность, удивление, обман, сомнение, уверенность, неуверенность, контраст, успех, неуспех и др.
Развитие интеллектуальных чувств рассматривал французский психолог Т. Рибо, в основу которого он положил инстинкт любопытства. Развитие интеллектуальных чувств, по его мнению, идет от первичного чувства изумления, возникающего у ребенка вследствие недостатка приспособления, к чувству эмоционального удивления, любопытства и заканчивается постановкой вопросов. Высшей стадией интеллектуальных эмоций являются страсти.
А. Бэн, шотландский психолог, выделяет в мыслительной деятельности такие интеллектуальные чувства, как чувство нового, контраста, перемен. Каждое из названных чувств возникает лишь на начальном этапе мыслительного акта. Они сопровождаются эмоциями новизны, изумления, истинности и ложности, чувствования внутренней согласованности и несогласованности.
Наиболее детально функции эмоциональных процессов в мышлении и в творческой деятельности изучены в экспериментальных исследованиях О. К. Тихомирова. Им получены данные, подтверждающие существование эмоциональной регуляции мыслительных процессов. Установлен факт принятия человеком действия как правильного только при наличии предвосхищающей эмоциональной оценки. Экспериментально выявлен механизм «эмоционального наведения» или «эмоциональной коррекции». Эксперименты подтвердили, что именно эмоциональная оценка оказывается зачастую абсолютно верной.
Экспериментальные работы Ю. Н. Кулюткина позволили выделить эмоциональные и операциональные компоненты эвристического поиска. Им выдвинута гипотеза о взаимодействии положительных и отрицательных эмоций, при которых в момент активизации отрицательных эмоциональных систем происходит рецепторное обострение чувствительности к положительным подкреплениям. На этой основе происходит своеобразное эмоциональное «подстораживание» малейшего успеха, когда даже частичное соотношение действий требованиям задачи оценивается как успешное. Отрицательная эмоциональная оценка возникает тогда, когда не воплощается замысел решения в целом. В настоящее время говорят о наличии механизма эмоциональной коррекции (Ю. Е. Виноградов). Эмоциональные оценки как элемент этого механизма выполняют регулирующую функцию в развитии мыслительной деятельности.
Ведущую роль в управлении эмоциями играет осознание человеком своих потребностей, мотивов, жизненных целей, так как осуществив свой выбор, определив основные притязания, он избавляет себя от неуверенности, поспешных и опрометчивых решений, неверных действий. В этом случае каждое значимое событие соотносится с главными жизненными ценностями и задачами, что не вызывает ухудшения настроения и самочувствия при малейших неудачах. Даже попадая в сложную ситуацию, человек способен противостоять ей, сравнивая случившееся не с рядовыми, каждодневными заботами, а оценивая их через призму общих жизненных перспектив, рассматривая происшедшее в контексте всей жизни и деятельности.
Познавательно о обучении:
Урок – основная форма организации занятий с
учащимися,отнесенными к специальной медицинской
группе
Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимал ...
Изучение развития музыкально-творческих способностей дошкольников во всех
видах музыкальной деятельности
Анализ использования разных видов непосредственно образовательной музыкальной деятельности 1. Программное содержание. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на данном занятии по каждому виду музыкальной деятельности — слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре н ...
Определение и сущность эмоционального благополучия ребенка
Эмоция - это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец). Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во мно ...