Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании всё намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без основания утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они не казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приёмы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной. В структуру этических воспитательных дел педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль – форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, определяют поведение и поступки человека. Нравственно убеждённый человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признаёт необходимость их выполнения. Но знание и понимание нравственных норм ещё не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманны, критически переработаны воспитанниками.
В систему этических воспитательных дел органично вплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел – формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности – важная и необходимая часть этических воспитательных дел. Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создаётся основа самой природы морали – возможность свободного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.
Система поступков ведёт к формированию нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как известно, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создаётся потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.
Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтён при организации и осуществлении этических воспитательных дел:
Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не борьба, а длительная кропотливая работа, складывающаяся из кропотливых будничных дел.
Нравственные качества личности не сформируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации, конфликтного столкновения нравственных позиций. Нужно дать воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушения этических норм. Тогда древняя истина: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, - приобретёт понятный и конкретный смысл.
Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлением личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.
Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не нужно забывать советов К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, т.к. это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, в начале чаще, затем реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторения разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, всё зависит от приобретённого опыта; ещё более длителен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, её породивших, с другой – необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать – привычкой говорить правду); при этом нужно добиваться, чтобы ребёнок понимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.
Познавательно о обучении:
Говорение как вид речевой деятельности. Понятие говорения
Основной целью обучения иностранному языку в школе в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом современному человеку, является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры. Достижение данной цели невозможно ...
Формы, приёмы и методы использования исторического материала в процессе
изучения органических веществ
Обучение химии можно вести с помощью разных организационных форм, таких как урок, внеклассные и факультативные занятия, консультации, домашние задания и другие. Основной формой организации учебной деятельности является урок – составной элемент классно-урочной системы обучения. Наиболее общеупотреби ...
Выявления исходного уровня сформированности представлений
детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования, мы решили выявить уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в пр ...