Педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание. Когда же возникло воспитание? Это не простой вопрос, на который давно пытаются ответить различные отрасли человеческого знания, и прежде всего философия, история, этнография, антропология. В 19 веке было создано несколько концепций, объясняющих появление воспитания:
1. Эволюционная или социолого – антропологическая теория франц. этнографа Шарля Летурно (1831-1904).
2. Социолого – психологическая теория профессора педагогики Пауля Монро (1869-1947)
3. Социолого – трудовая теория немецких политологов, основателей марксистской философии К. Маркса (1818-1831) и Ф. Энгельса (1820-1895)
4. Духовно - культурологическая – немецкого педагога Карла Шмидта(1819-1864), и др.
Авторы считают, что воспитание появилось когда человек стал Homo sapiens – (существом разумным) т.е. 40 000 лет до н.э. Все они согласны с тем, что воспитание – это явление социальное (присущее чел. обществу), даже если его начало лежит в глубинных истоках биологического происхождения человека (Ш. Летурно, П. Монро). Основной смысл суждений Ш. Летурно таков: « Человечество как оно есть…есть результат слепого и бессвязного воспитания, которое дано было ему, с одной стороны природой, с другой стороны, социальным бытом».
П. Монро, в отличие от Ш.Летурно, который инстинктивные действия животных отождествлял с воспитательной практикой первобытных людей, признавал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению и заложенной в человеке от рождения способности к подражанию. Марксисты считали, что человека создал труд и именно с момента применения им первого примитивного орудия возникла новая социальная функция – воспитание.
Теория К. Шмидта утверждает, что воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений. У Шмидта в качестве ведущего и всеобъемлющего фактора развития воспитания выступает идея духовности, воплощённая в культуре. Каждая из этих теорий по-своему объясняет возникновение воспитания, делая акценты на разных аспектах этого сложного социального явления, но представляется, что надо не решать какая из них самая правильная, а принять их в совокупности, так как в каждой из них есть доля истины.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились также с давних времён. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности доброжелательного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: Конечно, образование ума и отягощение его знаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания…могли сделать гоголевского городничего честным чиновником и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой… Убеждённые в том, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития, мы ещё убеждены и в том, что…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.
Нравственное воспитание – это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности.
Познавательно о обучении:
Проявления самостоятельности детей
младшего школьного возраста в значимых видах деятельности
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в об ...
Роль социального педагога в формировании социальных навыков у
детей дошкольного возраста с ЗПР
У дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в дошкольном учреждении, как мы выявили выше, отмечается отставание в развитии социальных навыков по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это проявляется в несформированности социально – бытовых навыков, несформированности возрастных форм общения ...
Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...