Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении. В данной трактовке учебная деятельность понимается шире, чем ведущий вид деятельности, так как распространяется на все возрасты. Учебная деятельность в этом смысле - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность - это деятельность, которая имеет в своем содержании овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Таким образом, учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта:
совершенствование,
развитие,
формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.
Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.
Выделяют ряд характеристик учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:
она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов);
учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.
изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» (И. Лингарт).
Таким образом, учебная деятельность – это деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рассмотрим ее собственно деятельностные характеристики. Учебная деятельность носит общественный характер:
по содержанию она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;
по смыслу она общественно значима и общественно оцениваема;
по форме она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях: в школах, гимназиях, колледжах, институтах.
Учебная деятельность ребенка развивается постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.
Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел» - «Умею», «Не мог» - «Могу», «Был» - «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.
Познавательно о обучении:
Анализ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста в ходе
проведения занятий
Цель контрольного эксперимента - проверка необходимости в проведении занятий наблюдений за объектами живой природы в повышении уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. В качестве методики по повышению уровня экологической культуры нами была выбрана методика констатирующего ...
Реализация программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в
интернатном учреждении
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты реабилитации. Она пройдет успешнее, если будет носить комплексный характер, то есть будет включать все виды реабилитации (медицинскую, психологическую, педагогическую, социально - экономическую, профессиональную, бытовую). Поэтому совместно ...
Работа по формированию грамматически правильной речи детей
Формирование грамматически правильной речи ребенка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но ...