Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Развитие речи дошкольников » Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона . (летает), рыба . (плавает), кузнечик . (прыгает), уж . (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух . (кукарекает), тигр . (рычит), мышь . (пищит), корова . (мычит).

— Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди “Прощальная игра”:

Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус,

А ты ответишь . (низко). Ответишь ты . (храбрец).

Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу —

А ты ответишь . (близко). Ну, отвечай . (конец).

— Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый).

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: “Один теряет, другой . (находит)”.

“Высокий — низкий”

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка (рис. 5).

Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.

Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик).

На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника

— Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. (“Я нарисовал большой дом и маленький домик”. “Река глубокая, а ручей мелкий”. “Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие”.)

— Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян “Маша обедает”:

.Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-несушке —

Пшена в черепушке,

А Машеньке — в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

— Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

“Это правда или нет?”

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева “Это правда или нет?”. Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

“Га-га-га!” — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

— Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:

“Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке”; “Папочка, это лошадке подметки подбивают”; “Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются”; “Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом”; “Мамочка, я тебя громко-громко люблю”.

— Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

“Найди другое слово”

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. “Нет, эта веревка не годится, она оборвется”. Миша принес ему другую. “А вот эта ни за что не оборвется”. Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

— Качели папа делал летом. Но вот наступила . зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности
Существуют как минимум три основных подхода к проблеме творческой способности. Первая точка зрения заключается в том, что как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в ...

Занимательность при обучении математике
Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Обработав достаточное количество литературы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, можно заключить, что практически все авторы, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми мате ...

Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути их решения
Стратегические задачи, поставленные перед педагогическими вузами государственной образовательной политикой, отражены в следующих документах: Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г.; Федеральная целевая программа развития образования на 2005-2008 гг.; Концепция участия Росси ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru