Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Прилагательные
а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и- с чередованием (волчий);
б) относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;
в) качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -еньк-.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц- ? значение вместилища).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Формирование словообразования существительных
А. Образование уменьшительно-ласкательных существительных
1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:
дом – домик,
нос – носик;
б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:
таз – тазик,
сад – садик.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:
забор – заборчик,
шкаф – шкафчик;
б) с изменением звуковой структуры производного слова:
рукав – рукавчик.
3. Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:
лапа – лапка,
яблоня – яблонька;
б) словообразование существительного женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):
шуба – шубка,
береза – березка;
в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):
крыльцо – крылечко,
кольцо – колечко.
4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк-, проводится в следующей последовательности:
а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:
Аня – Анечка,
Оля – Олечка;
б) словообразование неодушевленных существительных женского рода:
лента – ленточка,
клумба – клумбочка.
5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:
вода – водичка,
коса – косичка.
6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -оньк-, -еньк- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:
Маша – Машенька,
Даша – Дашенька;
б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:
береза – березонька,
дочь – доченька;
в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:
рука – рученька,
нога – ноженька.
7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -ц-, -ец-, -ц-:
а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:
дед – дедушка,
соловей – соловушка;
Познавательно о обучении:
Подготовка плана электронных учебных материалов
Учебная структура урока – основа для построения плана урока, на основе которого затем готовится рабочий (полноэкранный) сценарий урока. Взятые вместе планы уроков образуют план материалов в целом. Детализированный план урока, как правило, включает в себя следующую информацию: - Диаграмму (блок – сх ...
Психологические особенности дошкольников на 4, 5 и 6-м годах жизни
Прежде чем проследить, каково восприятие комиксов дошкольниками, разберемся, в чем заключаются психо-физиологические возрастные особенности детей этого возраста. В процессе развития опосредствованности психика ребенка становится осознанной и произвольной. Культурные средства, которые он активно при ...
Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов
С каждым днем все большее количество педагогов сталкивается не только с использованием образовательных электронных изданий, но и с их разработкой. Это вовсе не означает, что в обязанности или повседневную работу учителя должна войти систематическая разработка средств информатизации промышленного ка ...