Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении наиболее характерном для этого возраста. Дошкольники мыслят образно, они еще не приобрели взрослой логики рассуждений.
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи, дети начинают усваивать понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила, но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево или тюльпан.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что очень важно для дальнейшего развития интеллекта.
В основе развития мышления дошкольника лежит формирование умственных действий. Первоначально мыслительные операции протекают в практической деятельности, в экспериментировании с предметами. Постепенно в мыслительные процессы включается развивающаяся связная речь. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы, то есть речь превращается в орудие интеллектуальной деятельности, в средство решения задач. Таким образом, в дошкольном возрасте можно наметить главные линии развития мышления: наглядно-действенного – на базе развивающегося воображения; наглядно-образного – на основе опосредования и произвольной памяти; словесно-логического – путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Память
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память становится доминирующей функцией (Л.С. Выготский). Ни до, не после этого периода дети не запоминают с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
У детей 3-4 лет память непроизвольна. Обычно дети не ставят перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для них события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Дети быстро запоминают стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда дети сопереживают их героям.
В этом возрасте легко образуются временные связи, ребенок легко запоминает новый материал, но он недолго удерживается в памяти ребенка. Объем памяти детей значительно изменяется в зависимости от того, насколько им интересен и понятен заучиваемый материал, насколько ясна ребенку цель запоминания.
В 5 лет у детей начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание появляется только эпизодически. Наиболее трудный для запоминания материал дети воспроизводят играя. Например, взяв на себя роль продавца, ребенок может запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов.
Детское воображение в своем развитии подчинено тем же законам, каким следуют другие психические процессы: восприятие, память, внимание. Воображение от непроизвольного (пассивного) переходит к произвольному (активному), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное.
Для малышей этого возраста комикс – в первую очередь яркая, интересная картинка. Дети, которые еще не умеют читать, разглядывают комиксы с не меньшим удовольствием, чем их читающие сверстники. Комикс – это обещание приключения, игры. Однако часто, чтобы понять суть истории, детям требуются подсказки, разъяснения взрослых.
Сегодня комиксы выходят отдельными сборниками. Но для малышей стоит отдельно порекомендовать комиксы, которые публикуют специальные детские журналы. Они ориентированы именно на дошкольника и помимо ярких картинок содержат обучающий и развивающий материал вместе с подсказками для родителей и воспитателей.
Малыш в возрасте 5-6 лет активно учится, непосредственно воспринимая информацию из окружающего мира. Этот процесс не стоит пускать на самотек. Комиксы могут оставаться для малыша чередой ярких, но бесполезных картинок. А могут стать поучительной историей в картинках, открыть возможность для развития памяти, мышления, речи. Здесь все зависит от выбора комиксов и руководства взрослого человека.
Познавательно о обучении:
Условия организации детского праздника, способствующие адаптации ребенка к
школе
М.П. Осипова подчеркивает, что «воспитательные задачи праздника реализуются только при соблюдении определенных требований к нему. Важным является соответствие формы и содержания праздника возрасту детей. Это требование предполагает постепенное усложнение деятельности. Праздник должен быть итогом оп ...
Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая
проблема
Главная функция учения для подрастающего поколения состоит в гностическом характере («гнозис» - знания), в систематическом овладении знаниями, умениями, навыками. В школьные годы становление личности происходит, прежде всего, в учебной деятельности, где познание занимает центральное место, и от пос ...
Особенности проведения занятий при заболеваниях центральной и периферической нервной системы
При заболеваниях и травмах нервной системы в процессе занятий физическими упражнениями учитель должен учитывать такие особенности состояния организма, как: - повышенная ранимость нервной системы по отношению к физичес-ким (удары, сотрясения, растяжения, перезагибание) и психическим (умственным и эм ...